Прогноз о «конце света», который должен состояться уже в ближайшую пятницу, неожиданно привел к ажиотажу на рынке экспресс-кредитования. Предложением насладиться, пока не поздно, всеми прелестями жизни россиян заваливают кредитные брокеры, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и т.д. Формально их реклама не нарушает закона, однако желающие шикануть в преддверии якобы неминуемой смерти должны будут расплачиваться по набранным долгам.
Логика продавцов «быстрых денег» проста: в случае «конца света» возвращать деньги будет просто некому. Если обычная смерть гражданина не снимает с него долгов (их должны выплачивать принявшие наследство родственники или иные лица), то всеобщий апокалипсис является вроде как и всеобщим долговым «чистилищем».
И прости нам долги наши …
Авторы рекламы, чаще всего распространяемой в виде спама или на сомнительных интернет-сайтах, не скрывают, что предлагают не просто подарок, а именно кредит (то есть возвратность денег презюмируется). Главное и самое интригующее условие — «можно не возвращать кредит, если наступит конец света».
Юристы не видят в подобных обещаниях нарушений: «На мой взгляд, это исключительно маркетинговый ход, — полагает Мария Козлова, юрист коммерческой практики компании Rightmark group. — Видимо, банки скептически относятся к возможности наступления конца света. Само по себе предложение не является юридически обязывающим договором ни для банка, ни для клиента. В случае обращения в кредитную организацию гражданину необходимо будет сначала заполнить заявку, рассмотрев которую, банк одобряет или отказывает в предоставлении кредита. Условие о «конце света» не противоречит закону, но от обязанностей выплачивать кредит не освобождает».
По мнению Кирилла Саськова из юридической компании «Качкин и партнеры», объявление финансовых брокеров не является офертой на заключение кредитного договора, в котором прописывается условие прекращения обязательства — конец света (обстоятельство, которое не зависит от воли сторон): «В таких ситуациях стоило бы прописывать, что же все-таки понимать под «концом света». Только вряд ли у распространяющих их кредитных брокеров есть лицензия на соответствующие банковские операции. Если информация адресована неопределенному кругу лиц, то это, вероятнее всего, недостоверная реклама, что влечет соответствующую административную ответственность. В любом случае, условия кредитного договора должны определяться договором с банком и вряд ли там будет обговорен случай «конца света».
Депутаты Госдумы тоже не видят способа привлечь к ответственности продавцов «быстрых денег» за подобные предложения, а потому группа парламентариев обратилась к федеральным телеканалам с просьбой воздержаться от прогнозирования апокалипсиса: «Создается впечатление, что конец света — коммерческий проект. Посмотрите, сколько мошенников пытаются нажиться на теме, начиная от псевдомагов, заканчивая продавцами продуктовых и других пайков», — отмечается в письме, которое подписали представители разных думских фракций.
...но избави нас от лукавого
Декан факультета менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Александр Кайсаров убежден, что доля жителей Северной столицы, готовых взять подобный кредит, невелика. А вот в некоторых регионах, где народ скупал спички в ожидании конца света, реклама «специальных кредитов» могла бы и сработать: «Все хотят надеяться на чудо, хотя в данном случае оно окрашено в черный цвет. Но для кредитного брокера такая реклама — беспроигрышный вариант лишний раз обратить на себя и продукт внимание, у многих людей она отложится в памяти».
В то же время он сомневается, что серьезные компании или тем более банки будут подобным образом рекламировать свои услуги: «Такая информация рассчитана на не совсем адекватную публику — примерно ту, которая в свое время «крутилась» вокруг так называемых «столбиков» (игровых автоматов). А взять кредит в расчете на конец света может только сумасшедший! Не думаю, что заботящийся о своей репутации банк захочет иметь дело с клиентом, который на три дня поедет в тот же Египет в надежде, что к пятнице жизнь завершится. А если не будет конца света — он не вернется в Россию или что? Это заведомо проблемный заемщик». Представители кредитных организаций также не верят в подобный способ продвижения: «Любой банк заботится в первую очередь о своей репутации и заинтересован в платежеспособных клиентах, здраво оценивающих ситуацию, — поясняет Антон Павлов, возглавляющий розничный сегмент Абсолют Банка. — Поэтому реклама «кредитов к концу света» — может быть, и интересный маркетинговый ход, но влекущий за собой определенные последствия взаимоотношений с клиентами, к которым надо быть готовым».
Однако некоторые даже солидные кредитные организации также не преминули воспользоваться активно обсуждаемым «концом света» для собственного продвижения. Например, на одном из сайтов Альфа-банка опубликовано напоминание о грядущем событии, но при нажатии на гиперссылку посетителям сообщается, что оно не наступит: «Будет та же жизнь, яркие мечты, новые желания, прекрасные возможности, еще больше радостей ...».
Автор: Антон Одынец
Источник: Фонтанка.ру