(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Рубль дешевеет. По законам экономики должна расти привлекательность...

Рубль дешевеет. По законам экономики должна расти привлекательность отечественных объектов и активов для западного инвестора. С другой стороны — крымские события и угроза санкций порождают новые риски. Что победит: жадность или осторожность? 

 

Тьерри Ванден Хенде,

исполнительный директор Morgan Stanley:

 

 — Сейчас сложно убеждать инвесторов вкладывать деньги в Россию. Это не значит, что иностранные игроки перестанут здесь работать, но рынок усложняется, и очевидна необходимость структурных реформ экономики. Претворять их в жизнь всегда трудно, но эту потребность уже все осознали.

 

Если говорить о Morgan Stanley, мы долгосрочные инвесторы и надеемся на улучшение ситуации.

 

Олег Пашин,

генеральный директор ЦРП «Петербургская Недвижимость»:

 

 — Жилье сейчас продается очень хорошо. Спрос активизировался из-за опасений, связанных с девальвацией. События в Крыму тоже ведь, кстати, влияют на этот процесс. Думаю, на волне высокого спроса мы спокойно проживем лето, а осенью начнется совершенно другая история. Рассчитываю на спокойный ровный рынок.

 

Ли Тимминс,

глава российского представительства Hines:

 

 — Меня беспокоит среднесрочная перспектива. Российская экономика замедлилась. Слабый рубль негативно влияет на арендаторов наших коммерческих площадей. Растет стоимость заемного финансирования. Политические риски тоже налицо.

 

Мы будем внимательно следить за развитием ситуации, но продолжим работать в России. Ждем позитивных изменений.

 

Александр Вахмистров,

председатель правления Группы ЛСР:

 

 — Жадность точно не победит. Это было бы неправильно.

 

Мы работаем на домашнем рынке, и с точки зрения девелопмента компанию не очень интересуют иностранные инвестиции. Спрос на жилье сейчас хороший. Он усилился на фоне девальвации. Люди приобретают больше инвестиционных квартир.

 

Внешнюю политику не хочу даже обсуждать. Она, безусловно, влияет на общую ситуацию, но все же мы более чувствительны к внутренним изменениям.

 

Игорь Горский,

партнер London Real Invest:

 

 — У 30 — 40?летних инвесторов победит жадность. Им нужно пробиваться и завоевывать место под солнцем, поэтому они будут рисковать и покупать активы. У тех же, кому за 50, возобладает осторожность. Этим людям есть что терять. Они прошли через несколько кризисов.

 

Со временем пена осядет. Разрешатся политические риски и вопросы, связанные с обустройством России в Европе. А приобретенные сегодня активы останутся. Другое дело, их надо тщательно выбирать, отдавая предпочтение акциям ВТБ или Газпрома, недвижимости.

 

Я считаю, дно будет достигнуто через пару недель. Если Крым решит присоединиться к России, это вызовет истерию на Западе. Инвесторы начнут скидывать активы, индексы ММВБ и РТС упадут, вот тогда и пойдут активные сделки.

 

Елена Валуева,

директор по маркетингу Mirland Development Corporation:

 

 — Нужно быть прагматиками. Политические передряги в любом случае когда-нибудь завершатся. Если же анализировать долгосрочную перспективу, те, кто покупал объекты в кризисном 2009 году, сильно выиграли.

 

Александр Шарапов,

президент NAI Becar:

 

 — Надеюсь, ситуация в Крыму разрешится так же быстро, как и военный конфликт с Грузией несколько лет назад. Тогда международные отношения нормализовались в течение года.

 

На девелопмент же больше влияют экономические факторы, а не политические. Девальвация рубля говорит о том, что будет подъем производства. Из-за высокого курса рубля, который удерживался вопреки экономическому смыслу, в России каждый день закрывалось по заводу. Теперь этот процесс приостановлен. Есть надежда, что появятся новые рабочие места. Значит, люди начнут зарабатывать и тратить деньги.

 

Я опасаюсь не девальвации, а того, что государство продолжит искусственно укреплять рубль.

 

Андрей Степаненко,

генеральный директор Российского аукционного дома:

 

 — Инфляционные процессы обостряют желание граждан расстаться с бумажками, похожими на деньги, и вложить их в недвижимость. Например, в участки, а еще лучше — в готовые объекты, которые генерируют постоянный поток доходов.

 

Поэтому жадность побеждает. Осторожности нет места в умах нынешних инвесторов.

 

Микко Седерлунд,

генеральный директор проекта «Охта Молл» (концерн SRV):

 

 — Мы начинали работать еще в Советском Союзе. Я сам в Петербурге уже около 20 лет. Конечно, мы в компании обсуждали события в Крыму. Видимо, у нас крепкие ягодицы и длинные нервы. Я, например, прекрасно помню кризис 1998?го, но уже год спустя в Москве мало кто говорил про падение рубля. Кризис 2008?го тоже благополучно забылся.

 

Наш МФК на Охте вводится в эксплуатацию через два года, за это время рыночные механизмы скорректируют соотношение арендных ставок и затрат. И никто к этому времени не вспомнит про нынешний кризис. В проекте «Охта Молл», кстати, задействованы финские пенсионные фонды, хотя они очень консервативны и не пришли бы в Россию без нашего участия. В нынешней ситуации есть свои плюсы и минусы. Тот, кто хочет купить активы, получит их дешевле, если считать в евро. Однако и доходная часть уже сократилась на 20 — 25%. И это нехорошо, когда наши дорогие евро уже инвестированы.

 

Артур Маркарян,

генеральный директор «СПб Реновация»:

 

 — Не стоит совершать резких телодвижений. Безусловно, какие-то элементы риск-менеджмента учитывать нужно, однако я не думаю, что нынешнее положение дел будет иметь серьезные негативные последствия для бизнеса, по крайней мере нашего.

 

Борис Лазебник,

заместитель генерального директора ОАО «НПК «Уралвагонзавод»:

 

 — Мы не можем остановиться на полпути и продолжим реализовывать проекты, к которым уже приступили. Конечно, все должно быть прагматично и взвешенно.

 

Карина Чичканова,

партнер юридической фирмы Dentos:

 

 — Банковское финансирование, безусловно, подорожает. Однако Россия (и Петербург, в частности) уже накопила серьезный пул инвесторов, продукт которых пользуется внутренним спросом. Поэтому тех, кто работает в рублевой зоне, последние события особенно не затронут. А иностранцы, которые приходят надолго, влюбляются в эту страну.

 

Юрий Грудин,

генеральный директор направления «Петербург» ГК «Пионер»:

 

 — Арендные ставки, возможно, пока не очень эластично отреагировали на девальвацию, зато спрос на приобретение жилья среагировал. Количество людей, готовых инвестировать в жилую недвижимость на фоне ослабления рубля, выросло. Поэтому баланс получается вполне разумный. Что касается новых рисков, их трудно закладывать в наш бизнес, потому что пока ничего угрожающего не происходит.

 

Александр Ольховский,

вице-президент ВТБ:

 

 — Если говорить об инвестициях дня сегодняшнего, приобретение активов, которые могут получить развитие в будущем (например, участков для последующей реализации девелоперских проектов), окажется успешным. Крымский кризис так или иначе разрешится, а доходность, на которую можно рассчитывать при низкой цене вхождения, никуда не уйдет.

 

Спрос на коммерческую недвижимость (менее эластичный, чем на жилье) со временем придет в соответствие с фундаментальными затратами на реализацию этих проектов.

 

Антон Рахмановский,

президент ГК Leorsa:

 

 — За пару месяцев ситуация стабилизируется, и все вернется на круги своя. Институциональным структурам, которые инвестируют в Россию, в любом случае предстоит завершать проекты. Да и других вариантов вложения средств немного, поскольку международный рынок перегрет.

 

Вячеслав Малафеев,

голкипер «Зенита», инвестор и девелопер:

 

 — Учитывая негативный фон вокруг конфликта в Украине, который подогревается публикациями в европейских и американских СМИ, ни один разумный зарубежный инвестор сейчас не захочет вкладывать деньги в российские объекты. А вот наши инвесторы, имеющие депозиты в рублях, с удовольствием приобретают недвижимость.

 

Станислав Кривенков,

финансовый директор ГК AAG:

 

 — Рисков действительно много. Думаю, в кратко- и среднесрочной перспективе инвесторы будут вести себя осторожно, консервативно.

 

Александр Рассудов,

управляющий партнер юридической компании Rightmark group:

 

 — Все зависит от конкретного инвестора и страны. Например, американские и скандинавские инвесторы относятся к рискам, связанным с политической и правовой неопределенностью, предельно настороженно. Для них непрогнозируемые риски недопустимы, так как в большинстве своем они являются публичными компаниями, и возможность конфликта со своими бенефициарами перевешивает выгоду от присутствия на нашем нестабильном рынке. Поэтому слабый рубль может дать лишь временный приток инвестиций.

 

Георгий Рыков,

генеральный директор «БестЪ. Коммерческая недвижимость»:

 

 — Задача инвестора — вкладывать средства и оценивать риски. У него же работа из-за Крыма не поменялась. В мире много чего происходит. Если на все реагировать, тогда бизнеса не будет. Надо ложиться и умирать. Лучше делать то, что должен, и пусть будет то, что будет.

 

Авторы: Анастасия Ясинская, Роман Денисов, Халмурат Касимов

Источник: газета «Недвижимость и строительство Петербурга» № 11(799) 17.03.2014, c.2

 

Ссылка на источник: nsp.ru