(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Договорная слабость

Реформа гражданского законодательства, целью которой заявлена защита т. н. «слабой стороны» — потребителей, дольщиков, малых предпринимателей и пр. от различных формально законно действующих лохотронов — по мнению юристов-практиков, вызывает сомнения в реалистичности таких благородных идей. Ученые-правоведы апеллируют к европейскому опыту.

 

Авторы реформы предлагают признавать навязываемые договоры кабальными и заключенными под влиянием обмана. Так, уже с 1 сентября недействительными могут признаваться сделки, совершенные гражданином на крайне невыгодных условиях, в том числе когда доказана его «неопытность в делах, легкомыслие или слабоволие», а также если потребитель был введен в заблуждение (в том числе когда продавец или банк «забыл» сообщить гражданину о важных условиях).

 

Количество фактических нарушений прав потребителей в России вряд ли можно оценить. Например, только около половины работающих в Северной столице застройщиков привлекают средства дольщиков в соответствии с процедурой, установленной специальным законом (№ 214-ФЗ), — остальные навязывают предварительные договоры, предлагают покупателям вступить в ЖСК и т.д. Жилищно-накопительные кооперативы открыто рекламируют ипотечное кредитование, объявления о «быстрых кредитах без залогов и поручительств» от квазибанковских структур (микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов) расклеены практически на каждом столбе, а их агентом выступает даже ФГУП «Почта России». Реальные ставки по таким займам порой составляют несколько тысяч процентов годовых.

 

В большинстве случаев подобная деятельность вполне легальна, а «забывчивость» в случае недоведения до клиента полной информации не является нарушением. Закон гарантирует свободу договора — два субъекта (граждане и/или организации) вправе договориться о чем угодно — никто не принуждает вступать в кооператив, брать заём под пять процентов в день, отправлять SMS и т.д. В то же время, по мнению Артема Карапетова, профессора Российской школы частного права при правительстве РФ, этот принцип может быть ограничен, в том числе в целях справедливости. Так, государство должно вмешиваться в договорные отношения для защиты слабой либо непрофессиональной стороны: «В Европе есть огромные «черные» и «серые» списки условий, которые нельзя включать в потребительские договоры», — отмечает правовед.

 

В России подобные списки тоже есть. Так, закон о защите прав потребителей запрещает навязывать гражданину дополнительные платные услуги. Благодаря этой оговорке Роспотребнадзор, например, доказал незаконность взимания банками любых комиссий за выдачу или обслуживание кредитов, открытие дополнительных счетов вкладчиками и т.д. Пассажир вправе за сутки сдать авиа- или железнодорожный билет и получить всю уплаченную за него сумму, турист может в любой момент и без объяснения причин отказаться от путевки и т.д. Но этих мер, как показывает практика, оказывается недостаточно.

 

Поправки в Гражданский кодекс РФ, уже одобренные Госдумой в первом чтении, должны усилить защиту слабой стороны (то есть граждан). Например, обманом признается «умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно сообщить контрагенту, исходя из требований справедливого оборота». «Это соответствует подходам развитых европейских правопорядков», — заявили авторы реформы на прошедшем в Санкт-Петербурге международном юридическом форуме. Более того, в отличие от зарубежных стран, в России против «обманщиков» предлагается ввести беспрецедентные конфискационные меры, а их «жертвам» гарантировать право требовать возмещения всех убытков.

 

Европейский опыт (в том числе Германии, Швейцарии и Голландии) был использован и при уточнении норм кабальной сделки. Такими могут быть признаны договора, в которых одна сторона воспользовалась не только затруднительным положением другого лица, но и его неопытностью в делах, легкомыслием, слабоволием и т.п. При этом и затруднительное положение понимается в широком смысле (учитываются экономические, личные, семейные и даже политические причины).

 

В отличие от теоретиков, участвующих в разработке широко дискутируемых поправок, опрошенные журналистом «Фонтанки» юристы-практики сомневаются, что предлагаемые новации существенно изменят ситуацию для потребителей. «Доказывание обмана и заблуждения в российских судах — очень тяжелая задача, — полагает Дмитрий Некрестьянов, руководитель практики юридической компании «Качкин и Партнеры». — Судьи оценивают такие ситуации не через призму нормы права, а через свой собственный опыт. В таких условиях перспективность основания недействительности сделки очень мала».

 

Например, кабальными договорами, по его мнению, вряд ли можно будет признать контракты сотовых операторов, даже если все они содержат явно невыгодные для абонентов условия: «Всегда есть возможность не заключать сделку и не пользоваться телефоном», — констатирует Некрестьянов. В то же время он приводит другой пример кабальной сделки: «За вход в туалет нужно заплатить 5 рублей, но на входе будет установлен автоматический купюроприемник, который принимает банкноты от 50 рублей и не дает сдачу».

 

По мнению Ольги Карповой, старшего юриста коммерческой практики компании Rightmark group, предлагаемые изменения не позволят, скажем, оспорить продажу квартир через членство в жилищно-строительных кооперативах и т.д. В то же время в самых вопиющих случаях нововведения все же помогут гражданам защитить свои права. «Например — пенсионеров, которые в отделениях почтовой связи берут кредит под сотни процентов годовых. С другой стороны, нововведения дают недобросовестным гражданам основания для злоупотребления правами — ссылаясь на легкомыслие и неопытность, они могут требовать признать недействительной любую сделку», — убеждена юрист.

 

Решать спорные вопросы строгой регламентацией всех возможных договоров эксперты считают неверным: «Нужно прекратить относиться к закону как к пошаговой инструкции, — убеждена Наталия Рассказова, директор Института нотариата юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. — Разруха не в Гражданском кодексе, а в головах тех, кто его применяет».

 

Автор: Павел Нетупский

Источник: Фонтанка.ру