Петербургский парламент готовит законопроект об уголовной ответственности за нарушения в долевом строительстве (нецелевое использование денег дольщиков и пр.). Нужен ли такой закон? Если его примут — как это повлияет на рынок?
Сергей Ярошенко,
генеральный директор ООО «КВС»:
— В Уголовном кодексе достаточно статей, которые и сейчас можно было бы применять к нарушителям. Мне кажется, что последствия будут, скорее, негативными: появится дополнительная коррупционная кормушка, вырастет размер взяток. Обманутым дольщикам это не поможет: от того, что посадят директора, стройка не заработает. Ужесточение контроля за использованием средств, перевод всех застройщиков на работу по 214?ФЗ, увеличение штрафов — вполне эффективные механизмы против злоупотреблений, и они уже действуют.
Николай Вильчур,
руководитель консалтинговой компании «Вильчур и партнеры»:
— Как всегда, благие намерения намного опередили здравый смысл. Даже в первом приближении такой закон, во?первых, создает дополнительный стимул для внедрения альтернативных схем строительства. Во?вторых, он повышает вероятность появления «серых фирм», имитирующих целевое использование денег. Кроме того, расплывчатость формулировки «нецелевое использование» создает неопределенность в применении и простор для коррупции.
Дмитрий Терехин,
генеральный директор холдинга Richness Realty:
— Хотелось бы, чтобы наши депутаты прежде всего приняли закон о снятии неприкосновенности с самих депутатов и потом уже занимались бы строителями, нефтяниками, газовиками — теми, кто реально работает, а не просиживает штаны. А влияние такого закона на рынок предсказуемо: произойдет очередной скачок цен.
Михаил Бабкин,
генеральный директор ОАО «ПортЖилСтрой»:
— Предлагаемая поправка создает прямые предпосылки для действий против неугодных компаний. Уголовное преследование может начаться по заявлению любого физического или юридического лица, недовольного, например, сроками строительства объекта. Я думаю, что случаи, в которых такая процедура может быть начата, надо, по крайней мере, четко обозначить.
Говоря о либерализации законодательства в экономической сфере, государство одновременно рассматривает вопрос о его ужесточении.
Александр Коваленко,
заместитель генерального директора компании «НДВ СПб»:
— На моей памяти этот вопрос обсуждается уже лет десять, но реального сдвига нет. Такой закон никогда не примут, потому что он невыгоден с точки зрения и политики, и экономики.
Василий Селиванов,
генеральный директор компании Legenda:
— На мой взгляд, это не очень последовательно. Сначала надо добиться, чтобы все участники рынка работали по 214?ФЗ. А у нас сегодня наказывают тех, кто работает по этому закону, а кто использует схему ЖСК — не трогают, потому что в отношении кооперативов нет понятия «нецелевое использование». Это абсурд.
Инструментов и способов наказаний, предусмотренных 214?ФЗ, более чем достаточно. За отклонение от требований закона с застройщика можно снимать до миллиона рублей по каждому договору. Поверьте, это достаточно серьезная и чувствительная мера.
Александр Харламов,
заместитель генерального директора ГК «Невский Альянс»:
— Мне кажется, в УК уже есть статьи, по которым можно привлечь к ответственности за подобные мошенничества. Нецелевое использование — слишком размытое понятие. Я могу навскидку предложить несколько схем, по которым формально все будет шито-крыто.
Если примут такой закон, он никак не отразится на рынке. На мой взгляд, инициаторы действуют из популистских побуждений.
Игорь Оноков,
генеральный директор компании «Леонтьевский мыс»:
— Защищать интересы дольщиков необходимо, однако это нужно делать системно. Сейчас проконтролировать, как именно используются деньги, невозможно. Как вариант — можно было бы законодательно обязать компании открывать на каждый объект отдельный счет в банке — тогда все операции можно было бы отследить. Иначе закон будет иметь большую коррупционную составляющую. Например, у компании два объекта. Для них необходимо закупить арматуру. Конечно, ее приобретут единой партией — чем больше объем, тем серьезнее скидки. Однако такую закупку уже можно трактовать как нецелевое использование средств…
Олег Пашин,
генеральный директор ЦРП «Петербургская Недвижимость»:
— Рынок жилой строящейся недвижимости становится все более цивилизованным. Все больше застройщиков переходят на работу по 214?ФЗ, свыше 70 компаний действуют в его рамках. Думаю, ужесточение законодательства повлечет за собой увеличение числа фирм, работающих в соответствии с этим законом.
Михаил Гущин,
заместитель руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg:
— Такой закон позволит снизить уровень нарушений в строительстве. Другое дело, что мы живем в России, и его применение может обернуться «давлением» правоохранительных органов на застройщиков. Еще один большой вопрос — что такое «нецелевое использование» денег дольщиков? Кто будет контролировать их расходование?
Дмитрий Уваров,
директор по маркетингу Normann:
— Такой закон, конечно, нужен. Если его примут — сократится предложение, что позволит поднять цены на недвижимость. Это увеличит прибыль застройщиков, имеющих на руках разрешительную документацию.
Денис Бабаков,
коммерческий директор бизнес-единицы «ЛСР. Недвижимость. Северо-Запад»:
— Надо не бороться с последствиями, а предвосхищать их. Уголовная ответственность позволит минимизировать возможность появления недобросовестных застройщиков. Однако не стоит забывать и про ответственность граждан за выбор компании.
Беслан Берсиров,
заместитель генерального директора компании «Строительный трест»:
— Такой необходимости нет. Многие застройщики очень тяжело переходили на работу по 214 ФЗ. Закон непростой, несколько раз менялся, но сегодня уже есть понятные правила игры, и большинство фирм их придерживаются.
Стоило бы обратить внимание на сложности с государственной регистрацией договоров: строители по несколько месяцев не могут получить деньги от граждан, а потом и зарегистрировать собственность.
Кроме того, будет очень сложно проверить, куда именно направлены средства дольщика. У нас, например, нет обособленных счетов под конкретный дом. Есть единый счет, с которого финансируется стройка. Невозможно выявить средства конкретного клиента. Я не знаю, как решить эту проблему.
Александр Рассудов,
генеральный директор компании Rightmark group:
— Эта мера не защитит покупателей. Уголовная ответственность наступает не перед дольщиками, а перед государством и не предполагает возмещения гражданам понесенных убытков. Понятие «нецелевое использование» расплывчато и не позволяет четко сформулировать состав преступления.