(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Без квитанции не приходите

Из-за нерасторопности чиновников и «упрямства» банкиров россияне лишены возможности получать многие госуслуги без очного общения с чиновниками. Воспользовавшиеся терминалами или интернет-сервисами вынуждены тратить время, а порой и нести дополнительные затраты.

 

Вступившие в силу с 1 января этого года нормы Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» позволяют гражданам при получении государственных услуг не представлять квитанцию об уплате пошлины. Де-факто это положение является развитием уже внедренной системы межведомственного оборота, освобождающей заявителей от необходимости предоставления чиновникам находящиеся в ведении иных госорганов документы и сведения.

 

Новая и, на первый взгляд, формальная норма призвана была существенно облегчить жизнь пользователям систем дистанционного банковского обслуживания (только в Петербурге, по данным Банка России, через Интернет своими счетами управляет почти 1,4 млн человек). Ведь на сегодняшний день для получения «бумажной платежки» они вынуждены ехать в банк (порой по несколько раз), а иногда и уплачивать дополнительную комиссию (тогда как сами бюджетные платежи кредитные организации обязаны проводить бесплатно).

 

С учетом того, что для получения многих государственных услуг помимо квитанции требуется только заявление, которое можно отправить через интернет-портал «Электронное правительство» (gosuslugi.ru), отказ от обязанности предоставлять «платежку» позволил бы россиянам взаимодействовать с чиновниками исключительно «виртуально».

 

 

 

Кто виноват?

 

По планам законодателей, к началу этого года должна была заработать государственная информационная система государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП), но на сегодняшний день к ней не подключены ни предоставляющие услуги ведомства, ни большая часть кредитных организаций. В частности, в региональном управлении Федеральной миграционной службы журналисту «БалтИнфо» пояснили, что уже посылали заявку на подключение к ГИС, но не получили положительного ответа. Схожей позиции придерживаются чиновники других ведомств.

 

А вот по словам руководителя петербургской Кадастровой палаты Даниила Пильдеса, возможность не предъявлять квитанцию предусмотрена действующим административным регламентом предоставления сведений из государственного кадастра недвижимости. Однако запрос, принятый без подтверждения оплаты, может находиться в «режиме ожидания» месяц, и только после поступления денежных средств передается в обработку.

 

«В то время как многие государственные услуги по регламентам оказываются в довольно сжатые сроки (предоставление сведений — пять рабочих дней). Таким образом, гражданин получает государственную услугу с опозданием, — поясняет Даниил Пильдес. — Для сокращения сроков передачи информации о платежах и создается ГИС ГМП. Но на данный момент идет только первоначальный этап внедрения этой системы, в ней зарегистрированы далеко не все задействованные в процессе приема и передачи финансовых средств организации, а потому как полноценная информационная система она еще не работает».

 

Банкиры неоднозначно оценивают нововведение. Так, ВТБ24, по словам пресс-секретаря регионального филиала Ивана Макарова, уже подключен к ГИС ГМП и предоставляет сведения обо всех платежах клиентов за государственные и муниципальные услуги как физических, так и юридических лиц.

 

«Кроме того, в ближайшее время (для пользователей «Телебанка» — уже в конце февраля) мы планируем внедрить новый сервис — предоставление информации о начислениях (размере обязательств) клиента в пользу различных федеральных органов государственной власти. Такая функция не является обязательной, но позволит организовать в сети банка прием налогов, штрафов, пошлин и прочих государственных платежей с подгрузкой задолженности и реквизитов оплаты», — поясняет Иван Макаров.

 

В самом Федеральном казначействе напоминают, что ГИС ГИП — это эволюционное развитие системы учета начислений и фактов оплаты (УНИФО). «В пилотном режиме она эксплуатировался два года, но не была обязательной ни для банков, ни для госорганов, — пояснил журналисту «БалтИнфо» заместитель руководителя ведомства Владимир Смирнов. — Мы заранее призывали кредитные организации подключаться к системе и, по состоянию на 1 января 2013, года это сделали около ста банков. Иные же затянули этот процесс, поэтому на сегодняшний день к ГИС ГМП подключено только 300 из более чем тысячи российских кредитных учреждений».

 

По мнению некоторых финансистов, внедрение новой технологии намеренно бойкотирует Сбербанк России, через который проводится большинство платежей госпошлины со стороны граждан. Ведь в этом случае на него фактически возлагаются новые и весьма обременительные обязанности по вводу информации, причем безвозмездные. Однако в пресс-службе этой крупнейшей кредитной организации уклонились от комментария ситуации, сочтя проблему «неактуальной».

 

 

Что делать?

 

Правовая неопределенность может привести не только к ущемлению прав добропорядочных россиян, но и мошенничеству. На различных форумах недобросовестные «адвокаты» уже предлагают свою помощь по взысканию с чиновников убытков, возникших из-за неполучения государственных услуг. Например — не предъявляя квитанции, гражданин может потребовать выдать загранпаспорт, а получив отказ, — уличить ФМС в срыве якобы заранее оплаченного тура и взыскать его стоимость.

 

Опрошенные журналистом «БалтИнфо» юристы не пришли к единому мнению.

 

«Поскольку федеральным законом прямо запрещено требовать от заявителя документы об уплате госпошлины, соответствующие ведомства не вправе на этом основании отказать в предоставлении государственной услуги, — убеждена Мария Смирнова, старший юрист коммерческой практики компании Rightmark group.  — Такой отказ может быть обжалован в суд. При этом за счет бюджета подлежит возмещению причиненный незаконными действиями чиновников или госоргана вред, в том числе убытки, возникшие из-за неполученной в установленный срок государственной услуги (загранпаспорт, справки, регистрации и пр.)».

 

В то же время она отмечает, что необязательность представления квитанции об оплате не означает возможность не платить пошлину. «В некоторых случаях предоставить соответствующий документ невозможно или затруднительно (например, при оплате по безналичному расчету платежное поручение с отметкой банка выдается с задержкой, его сложно получить при совершении интернет-платежей и т.д.). В этом случае суд, полагаю, встанет на сторону заявителя и взыщет ущерб. Если гражданин не отдал квитанцию просто из принципа, то нельзя исключать, что суд снизит взыскиваемую сумму», — констатирует Мария Смирнова.

 

А вот адвокат Наталия Сибгатулина считает вопрос надуманным. «Не вижу никакой проблемы принести с собой подтверждающую уплату госпошлины квитанцию. Ее требуют все без исключения государственные органы, так как регламенты по приему документов и внутренние инструкции еще не изменились. Всем известно, что никакие законы у нас прямой силы на практике не имеют и начинают работать для граждан только когда будут переизданы все инструкции и положения. А это случится не раньше, чем заработает информационная система. И только когда будет официально объявлено о возможности не представлять квитанцию, получивший на этом основании отказ гражданин сможет его обжаловать», — убеждена адвокат.

 

 

 

Автор: Павел Нетупский

Источник: BaltInfo