(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Налоговая взялась за дольщиков

Покупая жилье c целью перепродажи, дольщики, как правило, стараются сбыть квартиру еще до сдачи дома (по переуступке), чтобы не оформлять собственность и не платить налог. Но если гражданин перепродал квартиру в незавершенном объекте, это вовсе не означает, что ему не надо платить налог с чистого дохода. Фискальные органы вправе потребовать уплаты 13% и взыскать эту сумму через суд. Примеры есть.

 

Продажа квартир по договорам цессии (то есть через переуступку права требования) стала распространенным явлением на первичном рынке.

 

Многие граждане зарабатывают на этом: покупают жилье на нулевом цикле и продают по переуступке на завершающем этапе.

 

Наш журнал неоднократно описывал нюансы подобных сделок. В частности, мы рассказывали, в каком случае нужно получать согласие застройщика на переуступку, а в каком — нет (см. №?40/2012). Но мы обходили стороной вопрос налоговых последствий. В то же время для многих «инвесторов» — это главный мотив продажи квартир до сдачи объекта.

 

 

 

Прятки с ФНС

 

Если дольщик примет квартиру по акту, оформит право собственности и захочет оперативно продать жилье, то он сразу попадет в поле зрения налоговых органов. Данные о регистрации прав на недвижимость автоматически поступают в инспекцию ФНС. Согласно Налоговому кодексу (НК), если гражданин владеет квартирой менее трех лет, то при ее продаже он должен уплатить подоходный налог 13%. Правда, не обязательно платить налог со всей полученной суммы. Если гражданин приобрел квартиру за 3 млн рублей, а перепродает за 4,5 млн рублей, то он вправе уплатить налог 13% с 1,5 млн рублей, то есть с суммы чистого дохода. В данном случае выходит 195 000 рублей.

 

Платить налог не нужно в том случае, если гражданин продал квартиру по той же цене, по которой и купил, а также если стоимость квартиры не превышает 1 млн рублей. НК предусматривает вычет на эту сумму. По этой причине многие граждане, которые продают квартиры, находящиеся в собственности менее трех лет, указывают в договорах фиктивную сумму, а остальные деньги принимают по иному договору (например, об оплате стоимости улучшений, произведенных в квартире). Но данная схема мало того, что незаконна, так еще и влечет определенные риски для покупателя.

 

Зато есть стереотип, что, перепродавая квартиру по переуступке (то есть до оформления собственности), можно не платить подоходный налог. Этот стереотип зародился еще в те времена, когда не действовал 214-ФЗ (о долевом участии в строительстве). Застройщики заключали с гражданами инвестдоговоры (по 39-ФЗ об инвестиционной деятельности), которые не требовали регистрации, а значит, налоговые органы могли и не узнать о переуступке права требования по данному договору. Но это не значит, что в этом случае граждане не должны платить подоходный налог.

 

«По закону при переуступке физическое лицо обязано продекларировать полученный доход и имеет право уменьшить его на налоговый вычет — величину расходов, связанных с получением дохода. То есть простыми словами, надо уплатить налог в размере 13% с разницы между ценой уступки права и ценой приобретения права», — поясняет Сергей?Сосновский, руководитель налоговой практики компании «Пепеляев Групп».

 

Если налоговой службе становится известно о совершенной переуступке, то гражданину предъявляют претензию. Причем за неуплату налога его могут привлечь к ответственности, а помимо основной суммы долга обяжут заплатить неустойку.

 

В 2005 году вступил в силу 214-ФЗ. Согласно этому закону застройщики имеют право продавать квартиры только по договорам долевого участия (ДДУ), которые подлежат обязательной регистрации в Росреестре.

 

Общее правило для переуступки прав по ДДУ устанавливает 11-я статья 214-го ФЗ. В законе сказано, что договор цессии подлежит регистрации, как и первоначальный ДДУ. «Когда сведения внесены в реестры, налоговым органам проще получить информацию о сделке, хотя надо отметить, что сведения о регистрации ДДУ автоматически в инспекцию не поступают в отличие от информации о регистрации прав на недвижимость», — уточняет Сергей?Сосновский.

 

Если человек приобрел квартиру на этапе котлована за 4 млн рублей, а перепродал на завершающем этапе (по договору цессии, подлежащем регистрации) за 5 млн рублей и не задекларировал доход, то он серьезно рискует. Зафиксировав регистрацию прав конечного покупателя, налоговая может выйти «по цепочке» на того дольщика, который перепродал ему квартиру «с наваром» и не заплатил налог.

 

 

 

Судебный практикум

 

Многие застройщики работают в обход закона (о чем наш журнал неоднократно рассказывал) и до сих пор продают квартиры по инвестиционным или же предварительным договорам купли-продажи, которые не требуют регистрации. Но это вовсе не означает, что дольщик, перепродавший будущую квартиру, может быть уверен в том, что им не заинтересуются фискальные органы.

 

Ситуации бывают разные. Например, налоговая может узнать о сделке, если конечный покупатель решит получить имущественный вычет за приобретенное жилья (он полагается гражданину РФ раз в жизни; максимальная сумма составляет 260 000 рублей, которые можно получить через возврат налога, уплаченного с «белой» зарплаты). В этом случае гражданин должен представить в налоговую тот договор, на основании которого у него возникло прав собственности. Если это договор цессии, то инспекция может проверить, заплатил ли продавец (то есть первый дольщик) подоходный налог.

 

Иногда граждане сами себя выдают. Большой резонанс вызвала история дольщика Сергея Назарова, который много лет судился с питерской инспекцией ФНС. В 2003-м Сергей Назаров заключил инвестдоговор с фирмой «Техностром-строительство», заплатив за квартиру в строящемся доме 785 460 рублей. В середине «нулевых» у застройщика возникли финансовые проблемы. Опасаясь, что объект не будет достроен, г-н Назаров обратился в районный суд с иском о признании собственности на долю в объекте незавершенного строительства. В 2006-м суд удовлетворил иск. Решение вступило в силу. Дом достраивала подрядная фирма «БестСтройСервис». Г-ну Назарову предложили переуступить право требования на квартиру, а деньги вложить в другой проект. В конце 2008?го Сергей Назаров переуступил компании «БестСтройСервис» свои права за 6,4 млн рублей, а в 2009-м приобрел другое помещение (у фирмы, связанной с «Техностром-строительство») за 5 691 400 рублей.

 

Подав декларацию по налогу на доходы физлиц по форме 3-НДФЛ (эту декларацию нужно подавать для получения имущественного вычета за покупку недвижимости), гражданин не стал отражать сумму 6,4 млн рублей в качестве дохода. Налоговая заинтересовалась его отчетом и проверила всю «цепочку». По ее результатам, г-ну Назарову предложили уплатить недоимку по НДФЛ в размере более 480 000 рублей, а также пени — более 90 000 рублей. Налоговики сочли разницу между суммой 785 460 рублей (за которую он изначально покупал квартиру) и 6,4 млн (за которую он ее перепродал) как доход, облагаемый налогом 13%.

 

Сам гражданин настаивал, что такой расчет здесь не годится, поскольку его цель была получить квартиру, если бы не финансовые проблемы застройщика, он бы не переуступал свои права и не вкладывал деньги в другой проект. Гражданин пытался опротестовать действия налоговиков в суде. Однако служители Фемиды отказали в иске. Суд констатировал, что полученные Назаровым 6,4 млн рублей не могут рассматриваться как компенсация вреда, причиненного действиями застройщика. Что касается покупки нового объекта, то гражданин вправе получить за него имущественный вычет (не более 260 000 рублей), и к моменту завершения спора г-н Назаров его уже получил. Решение суда вступило в силу.

 

Дело оказалось крайне показательным. Опрошенные юристы отмечают, что налоговая служба начинает все активнее бороться с подобными неплательщиками. Это вынуждает некоторых граждан указывать в договорах цессии фиктивную цену. Например, гражданин приобрел квартиру на раннем этапе строительства за 2 млн рублей, а собирается перепродать по переуступке за 3 млн рублей и при этом хочет избежать претензий налоговой. В договоре цессии он указывает сумму 2 млн рублей, а еще один миллион принимает, что называется, под расписку. Но в этом случае рискуют и покупатель, и продавец. Причем последний — едва ли не в большей степени. Возможен вариант, что покупатель потребует деньги обратно, да еще с процентами. Эксперты отмечают, что всегда безопаснее отражать в договоре реальную цену.

 

Переуступая права по договору долевого участия, нужно помнить и о других нюансах, помимо налоговых.

 

В 214-м законе сказано, что сделка по переуступке может быть совершена только в срок между госрегистрацией ДДУ и подписанием передаточного акта. То есть дольщик не сможет перепродать квартиру по договору цессии после того, как принял квартиру. Придется дожидаться оформления собственности.

 

Если цена по ДДУ выплачена в полном объеме, то уступка права требования осуществляется без согласия, а лишь с уведомлением застройщика. Если же цена выплачена не в полном объеме, то нужно получать согласие застройщика на сделку.

 

В случае, если по каким-либо причинам ДДУ будет расторгнут, приобретателю квартиры по договору переуступки будет возвращена лишь начальная стоимость объекта, то есть та, которая указана в ДДУ, а не та, по которой права на квартиру были перепроданы. А поскольку стоимость квартиры по переуступке обычно выше, чем стоимость квартиры по изначальному договору, то вторичный дольщик рискует потерять часть своих денег.

 

 

 

Мнения экспертов

 

 

 

Вера Рябова, юрист практики недвижимости и градостроительства компании Rightmark group:

 

 — Если гражданин уступает право требования по договору (связанному с долевым участием в строительстве) по цене, выше первоначальной стоимости квартиры, то у него возникает доход, облагаемый налогом. Учитывая, что со временем недвижимость дорожает, величина налога будет напрямую зависеть от разницы в цене квартиры. В любом случае гражданин вправе выбирать: дождаться завершения строительства и продать жилье через 3 года после оформления собственности или провести сделку немедленно, но с обязанностью уплатить НДФЛ на полученный доход.

 

 

 

Сергей?Сосновский, руководитель налоговой практики компании «Пепеляев Групп»:

 

 — К сожалению, во многих сферах и отраслях сложилась нехорошая традиция не платить налогов. Это касается, скажем, доходов от сдачи жилья в аренду. Но налоговые органы делают серьезные усилия, чтобы исправить ситуацию. В прессе проходила информация о целой кампании в Москве, которая дала неплохие результаты. Что-то пытаются изменить и в Петербурге. Так что внимание к физическим лицам растет.

 

Что касается уступки, то многое зависит от того, будет ли у налоговых органов доступ к информации о заключаемых договорах или нет. Если договоры не регистрируются, то и сведений налоговый орган, скорее всего, не получит.

 

Ну а какие делать выводы — каждый решает сам. По моему мнению, позиция «налоги платят только трусы» прилична скорее племенному вождю из Бантустана, чем серьезному инвестору из самой большой в мире страны.

 

 

 

Автор: Роман Денисов

Источник: журнал «Квартиры в строящихся домах»