Производитель газобетона ЗАО «ЕвроАэроБетон» (город Сланцы Ленинградской области) обвиняет ОАО «Российские железные дороги» в нарушении антимонопольного законодательства. Монополист обязывает заявителя реконструировать станцию «Рудничная» в обмен на право подключить железнодорожную ветку производителя к путям РЖД. Аналогичное дело в отношении РЖД в этом году уже рассматривалось, и монополист был признан УФАС нарушителем законодательства.
ЗАО «ЕвроАэроБетон» обратилось в областное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС), требуя признать неправомерными действия РЖД. Заявитель, желая построить собственные железнодорожные пути от завода, расположенного в промышленной зоне Сланцев, до существующей грузовой станции «Рудничная», обратился в РЖД для получения технического задания. В документации, подготовленной монополистом, для «ЕвроАэроБетона» были прописаны условия по развитию железнодорожной инфраструктуры «Рудничной»: РЖД обязало компанию заменить наружное освещение на станции и установить мачты для организации радиосвязи.
Согласно подсчетам «ЕвроАэроБетона», подобное развитие инфраструктуры существующей станции обойдется компании в несколько десятков миллионов рублей.
Как сообщают в областном УФАС, решение о возбуждении дела будет принято в течение 30 дней со дня обращения в антимонопольное ведомство.
В «Октябрьской железной дороге», филиале РЖД, вчера не смогли прокомментировать обращение «ЕвроАэроБетон».
Примечательно, что аналогичное дело в отношении РЖД уже рассматривалось областным УФАС, и компания была признана нарушителем антимонопольного законодательства. Истцом в деле выступало ООО «Петротранс-Приморск» (развивает в Выборгском районе Ленобласти бункеровочный комплекс, входит в холдинг «Сумма капитал», управляющий портом Приморск. — «Ъ»), желающее присоединить собственную железнодорожную ветку к существующим путям монополиста. РЖД обязало «Петротранс-Приморск» реконструировать существующие пути на участке Выборг — Приморск — Ермилово. Обременение оценивалось компанией в 1,5 млрд рублей.
УФАС вынесло РЖД предупреждение о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и обязало компанию направить «Петротранс-Приморску» техзадание без обязательств по реконструкции путей. РЖД не признало правомерность требований УФАС и сейчас обжалует решение антимонопольного управления в Арбитражном суде.
В случае положительного для УФАС решения суда, на РЖД может быть наложен оборотный штраф, который, в зависимости от тяжести нарушений, варьируется от 1% до 15% от суммы годового оборота компании. Годовой оборот РЖД в 2010 году, согласно публичному отчету компании, составил 1,2 трлн рублей, данные за 2011 год еще не опубликованы.
В областном УФАС называют создание обременений в технических заданиях распространенной практикой среди монополистов. Таким образом последние нередко пытаются решить собственные проблемы за счет лиц, заинтересованных в подключении к существующей инфраструктуре.
По оценкам юристов, подобная практика действительно является едва ли не нормой среди российских монополистов, особенно в сфере энергетики. «Единственный законный способ борьбы с подобными явлениями — это обращения в антимонопольную службу. Даже единожды заплатив штраф от одного до пятнадцати процентов годового оборота, монополист откажется от такой практики», — считает господин Михаил Бойцов, управляющий партнер юридической компании Rightmark group.
Однако борьба с произволом монополистов в России — редкий случай, поскольку, по мнению экспертов, судебные разбирательства длятся очень долго, исход их не всегда определяется нормами закона, и зачастую бизнес идет по пути дачи взяток для подключения к инфраструктуре монополий.
Автор: Влада Гасникова
Источник: «Коммерсантъ С-Петербург»