Прокуратура и Роскомнадзор, не дожидаясь судебного решения, требуют от провайдеров в регионах блокировать доступ к фильму «Невинность мусульман» и к YouTube в целом. Провайдеры соглашаются. Прокуратура, конечно, борется с экстремизмом, но внесудебный порядок принятия решений — плохой прецедент.
Прокуратура Петербурга потребовала от крупных провайдеров блокировать доступ к фильму «Невинность мусульман», как сообщают российские СМИ.
Крупнейшим провайдерам направлены предостережения о недопустимости нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Прокуратура сообщила им о необходимости блокировать доступ к фильму.
Крупнейшие провайдеры уже выполнили это пожелание прокуратуры. Также надзорное ведомство пытается удалить фильм из сети «ВКонтакте» и заодно ведет переговоры с представителями YouTube с просьбой удалить копии фильма с видеохостинга.
Петербург стал уже шестым регионом, где блокирован доступ к «Невинности мусульман». В настоящее время прокуратура и Роскомнадзор требуют от провайдеров ограничить доступ или к сайтам, где размещен фильм, или к YouTube.
По некоторым данным, прокуратуры субъектов федерации получили из Москвы поручение «разобраться в вопросе». Другими словами, предписания ограничить доступ к фильму должны будут получить провайдеры во всех регионах. То есть доступ к YouTube будет блокирован на неопределенное время.
Получил такое требование Роскомнадзора и «Деловой Петербург». На сайте Neva24.ru в одной из новостей о фильме был размещен отрывок из «Невинности мусульман». Роскомнадзор потребовал удалить этот отрывок — на основании того, что Генпрокуратура подозревает, что он является экстремистским.
«До момента признания этого фильма экстремистским ссылку можно не снимать, так как пока этот вопрос только решается, — рассказал dp.ru генеральный директор юридической компании Rightmark Group Александр Рассудов. — Обязанность устранить ее возникнет только с момента признания этого фильма экстремистским на территории РФ».
Судебного решения на этот счет до настоящего времени не принято. Газета «Деловой Петербург» обратилась к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой разъяснить, насколько законно требование Роскомнадзора удалить ролик, еще не признанный экстремистским.
В беседах сотрудники петербургского отделения Роскомнадзора признают, что формально они не могут требовать удаления фильма, могут только об этом просить. Однако в документе черным по белому написано слово «требуем».
Другими словами, прокуратура, призванная надзирать за соблюдением закона, принимает как минимум спорное решение — на основании того, что движут им благородные чувства. Никто не против борьбы с экстремизмом. Но внесудебный порядок принятия решений — никому не нужный прецедент.
Фильм, высмеивающий пророка Мухаммеда, вызвал волнения и нападения на американские посольства в ряде арабских стран. Почти никто из участников волнений не видел фильм, но возмущение разделяет. Уже погибли четыре человека, в том числе посол США в Ливии.
Не только законность, но и адекватность решения российских властей блокировать доступ к сайтам, где размещен этот фильм, а тем более ко всему YouTube, вызывает большие сомнения. Возможно, власти пытаются таким образом защитить мусульман. Однако в интернете вообще и на YouTube в частности есть гораздо более провокационные материалы. Другая версия — многочисленные сотрудники ведомств по борьбе с экстремизмом просто изображают бурную деятельность.
Так или иначе, в результате этой кампании популярность фильма выросла во много раз. Его посмотрело множество людей, которым при других обстоятельствах и в голову не пришло бы это сделать.
1 ноября в России вступит в силу закон о «черном списке» сайтов. Он обяжет провайдеров закрывать доступ к сайтам, на которых содержится вредоносная информация. Если на том или ином сайте (например, в комментариях) есть хотя бы один «запрещенный» файл, можно закрывать весь сайт. Программисты сравнивают такой способ борьбы с экстремизмом с гильотиной как способом борьбы с перхотью.
Зачем Госдума и администрация президента приняли этот закон в таком жестком виде, никто не понимает. Политологи рассуждают о «запасных дубинах». Законы в России в последнее время принимаются максимально жесткие, а потом, как правило, не исполняются. Зато если нужно привлечь какого-то отдельно взятого гражданина к ответственности, это всегда можно сделать.
Автор: Сергей Гуркин
Источник: «Деловой Петербург»