В ноябре Смольный объявит итоги конкурса на разработку модели креативного квартала. Будут выбирать из пяти адресов. Три известны: «Кресты», канатный цех завода «Красный гвоздильщик» на 25?й линии В. О. и кронштадтское Адмиралтейство. А какие варианты предложили бы вы? Какие объекты и территории Петербурга можно приспособить под творческие затеи, под мастерские и вернисажи?
Дмитрий Южик, генеральный директор компании «Платинум.ру»:
— Территории по обоим берегам Невы, выше по течению от моста Петра Великого. Они все убогие, любую бери и создавай креативные кварталы. Если говорить о центре города, то поработал бы с Лиговским проспектом, вдоль которого много уродующих город и район промышленных зон. Такие проекты надо реализовывать там, где «глазу больно». А инвесторам, конечно, интереснее работать там, где много памятников…
Олег Еремин, вице¬президент ГК «Балтрос»:
— Вспоминаю про форты. Выглядят они неухоженно, находятся в удручающем состоянии. Если хочешь создать чтото необычное, то лучше места нет. Где еще есть такие уникальные объекты, да еще в таком количестве! Да и функции могут быть самыми необычными. Например, есть же в Америке Лас¬Вегас, куда специально приезжают жениться, причем в любое время суток. Почему бы не придумать чтото подобное?
Александр Харламов, заместитель генерального директора ГК «Невский Альянс»:
— На мой взгляд, такие площадки можно было бы организовать на Обводном канале, в одном из многочисленных корпусов «Красного треугольника». Там, где Обводный впадает в Неву, есть здания зернохранилища, которые тоже можно превратить в креативный квартал. Подобные проекты интересны, хотя, может, не всегда выгодны, но мне они нравятся. У меня дочь — творческий человек, поэтому и я подтягиваюсь.
Андрей Розов, руководитель филиала Jones Lang LaSalle в Санкт¬Петербурге:
— На мой взгляд, было бы правильно совместить идею разработки креативных кварталов с программой реконструкции исторического центра Петербурга. Не забывая о подготовленных к конкурсу локациях, я бы в первую очередь рассмотрел вариант развития такой территории в «золотом треугольнике» и его ближайшем окружении. На мой взгляд, идеально подходят кварталы в районе Конюшенной площади, Новой Голландии.
Михаил Мамошин, председатель НП «Объединение архитектурных мастерских Санкт¬Петербурга»:
— Я бы передал под такой квартал Конюшенный двор В. П. Стасова. Даже не надо ничего особенно реконструировать. Сувенирная толкучка рядом. Так что место притягательное и для своих, и для туристов.
Кирилл Рудометкин, директор — главный конструктор ФГУП СКТБ «Технолог» (бывший глава ГК «Музей»):
— Для этих целей хорошо подходит территория Новой Голландии, где уже частично реализуются подобные идеи. Есть много других интересных уголков, например «Красный треугольник» на Обводном, «Красная нить» на Выборгской набережной, «Красный выборжец» на Кондратьевском. На Васильевском острове есть Институт радиоэлектроники рядом с «Ленэкспо» (в Шкиперском протоке) — хорошее место для креативных проектов, там всегда много народу.
Андрей Шаров, руководитель АМ «Рейнберг и Шаров»:
— Мне кажется, для этой идеи очень подходят форты Кронштадта с особой аурой морского простора и оборонительных укреплений. Жаль только, расположены они далековато. А еще интересно было бы разместить такой креативный центр в Главном Адмиралтействе в центре города. На Петербург вообще полезно посмотреть с неожиданного ракурса, открыть для себя новые пространства, которые прежде были наглухо закрыты.
Борис Мошенский, гендиректор компании Maris|CBRE:
— С позиции экономической целесообразности для творчества, под мастерские и вернисажи лучше приспосабливать те территории, на которых невозможно реализовать какойлибо коммерческий высокодоходный проект. С другой стороны, креативные пространства не должны находиться вдалеке от центра. Я бы не стал выделять особые географические зоны, мне кажется, внимание необходимо уделить конкретным зданиям, в первую очередь памятникам архитектуры. Как правило, они имеют серьезные обременения и потому неинтересны для частных инвесторов.
Александр Васильев, управляющий директор ГК «КрашМаш»:
— Большинство промышленных площадок нашего города можно рассматривать под креативные пространства. Особенно мне кажутся интересными проекты редевелопмента предприятий, имеющих выходы на воду, — на Синопской, Свердловской, Октябрьской и Выборгской набережных, а также в промзонах Васильевского острова.
Александр Рассудов, генеральный директор компании Rightmark group:
— К сожалению, мне не очень понятно, что будет представлять собой «креативный квартал». Надеюсь, городские власти точно знают, каким он должен быть. Возникновение таких кластеров в культурной столице можно только приветствовать. Главное, чтобы представители творческих профессий не рассматривали их как своеобразную резервацию и чтобы эта территория не превратилась в очередной гигантский фудкорт и ряды с матрешками.
Ирина Анисимова, руководитель проекта «Невская ратуша»:
— Да весь промышленный пояс Петербурга! «Красного кирпича» вдоль Обводного немерено — еще неизвестно, хватит ли на все креатива! Здесь главный вопрос — в доступности, в том, как добираться до этих вернисажей, концертных залов и арткафе. Пока все предложенные адреса кажутся мне спорными с этой точки зрения. Возьмем «Ленэкспо» — в дни выставок, конференций его доступность вызывает очень много вопросов, хотя там, по крайней мере, есть где припарковаться. Поэтому, безусловно, креативный квартал должен быть в центре. Понимаю страх власти совершить ошибку, боязнь общественного мнения. Но если не делать ничего, не будет ошибок, но не будет и шедевров. В конце концов, в Москве состоялась же Даниловская мануфактура.
Алексей Шаскольский, заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства:
— Стоило бы выселить Монетный двор из Петропавловской крепости и там мастерские¬вернисажи затеять. Лучше места нет.
Олег Романов, президент петербургского Союза архитекторов:
— Много подходящих мест сосредоточено близ Обводного канала: это и «Красный треугольник», и площадка ПТО им. Кирова (рядом с «Лентой»), и завод «Металлист», и газгольдеры любимые. Для некоторых объектов мы даже делали проекты, а для «Красного треугольника» предлагали идеи мои студенты.
Святослав Гайкович, руководитель АМ «Студия 17»:
— Я думаю возбуждающим творческую мысль фактором могли бы стать приморские территории. А еще некоторые городские свалки — к примеру, в районе реки Екатерингофки. Понимаю, что звучит это довольно странно, но давайте вспомним о том, что в Мюнхене на рекультивированных мусорных территориях построена целая Олимпийская деревня.
Авторы: Андрей Некрасов, Халмурат Касимов, Юлия Михеева, Роман Денисов, Наталья Андропова
Источник: газета «Недвижимость и строительство Петербурга»