Россия перешла на новую систему выставления счетов за потребленную электроэнергию. Это уже начало отражаться и на абонентах-предприятиях, и на бытовых потребителях. По мнению экспертов и потребителей электроэнергии, изначальная идея борьбы с должниками может свестись к банальному удорожанию электричества для добросовестных плательщиков.
Вступившее в силу постановление правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» изменило взаимоотношения между потребителями и поставщиками электроэнергии в части как договорного, так и бездоговорного потребления. «Для потребителей упростилась процедура заключения договора энергоснабжения, но новый расчетный способ определения бездоговорного потребления основывается не на максимальной мощности, а рассчитывается по величине допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного кабеля. Это привело к увеличению счетов, выставляемых бездоговорным потребителям», — говорят в ОАО «Петербургская сбытовая компания» (ПСК).
Для законного подключения к электроснабжению требуется заключить два договора. Первый — договор с сетевой компанией на технологическое присоединение. Второй — договор электроснабжения со сбытовой компанией. Договор со сбытовой компанией можно заключить, только если подписан и исполнен первый. Потребителей, которые получают электроэнергию без договора на технологическое присоединение, принято называть бездоговорными потребителями. Потребители, которые получают электроэнергию без договора электроснабжения, — безучетные потребители.
Объем бездоговорного потребления рассчитывается исходя из пропускной способности вводного кабеля и круглосуточного режима потребления, при этом наличие или отсутствие приборов учета во внимание не принимается.
По сути, это хищение электроэнергии, к которому нередко приходится прибегать субъектам предпринимательства из-за сложности официальной процедуры подключения к сетям: рассмотрение заявок на подключение нередко рассматривается энергетиками в течение десятка-другого месяцев. Помимо того, что бездоговорное получение электричества незаконно, энергосбытовая компания имеет право взыскивать с таких потребителей штрафные санкции и принудительно отключать их от системы электроснабжения.
По данным предпринимателей, пострадавших от нововведения, счета за электроэнергию для них выросли до 1000%, в среднем этот показатель составляет 400-500%. «Мы не используем столько энергии, сколько нам насчитывают как бездоговорным потребителям!» — возмущается один из городских бизнесменов.
Однако в ПСК парируют, что не имеют права производить расчеты бездоговорного потребления иначе. «Всего в Петербурге должны иметь, но не имеют договора энергоснабжения на занимаемые помещения, около 15 тыс. потребителей. Зафиксирован почти двукратный рост числа потребителей, которые обратились за договором энергоснабжения», — говорят в ПСК, замечая, что компанией приняты дополнительные меры для ускорения сроков заключения договоров энергоснабжения. К примеру, сокращен список необходимых для этого документов.
Платить по выросшим счетам, тем более считая их необоснованными, никто не любит, поэтому, несмотря на то, что счета за потребленную электроэнергию у бездоговорных потребителей существенно увеличились, объем платежей, поступающих ПСК, вырос незначительно, идет накопление задолженности. По данным энергетической компании, дебиторская задолженность потребителей, расположенных на территории Санкт-Петербурга, на 1 ноября 2010 года составляла 1,7 млрд рублей, на 1 ноября 2011 года — 2,13 млрд рублей, на начало ноября 2012 года — 2,8 млрд рублей. Осенью этого года число должников ПСК выросло до 5 тысяч.
К их числу относятся и потребители, имеющие договор энергоснабжения. Для них новая система расчета должна повлечь снижение цен на электроэнергию в пределах 10% в течение года.
Платеж за прошлый месяц
С сентября изменился и способ выставления счетов за потребленную электроэнергию для физических лиц. Согласно «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденным постановлением правительства РФ N 354 от 06.05.2011, теперь абонент сначала подает данные о своем расходе электроэнергии, а в следующем месяце получает по почте платежку, рассчитанную исходя из предоставленных им данных. Платежка эта приходит по почте, тогда как раньше абоненты вписывали актуальные данные о расходе электроэнергии, за которые тут же расплачивались. Теперь сообщить свои сведения о расходе электроэнергии можно, заполнив специальное поле в платежке, в интернете, по телефону или лично сообщить в центрах приема платежей «Петроэлектросбыта».
До перехода на новую систему расчета, в случае если потребитель добросовестно не сдавал сведения о своем расходе электроэнергии, счет ему не выставлялся. Теперь же, если абонент не сообщил показания своего счетчика, сначала ему начисляется плата, исходя из его индивидуального среднемесячного расхода, а затем — на основании городских нормативов потребления. «Таким образом, если показания не сданы, счет все равно выставляется, и по каждому потребителю образуется текущая задолженность в размере суммы этого счета. При получении показаний прибора учета задолженность корректируется. Обычно количество должников в Санкт-Петербурге не превышает 2-3 процентов от общего числа потребителей электроэнергии», — говорит Евгений Новоселок, директор по развитию ЗАО «Петроэлектросбыт» (обслуживает бытовых потребителей, дочернее предприятие ПСК).
По словам господина Новоселка, новая система расчета внедрялась с 2009 года. «Исследуя статистику по потребителям, которые получали счета по почте, можно сказать, что платежная дисциплина у них выше, чем у тех, кому платежки не приходят. Счет является формой напоминания о необходимости оплаты, неким дополнительным психологическим стимулом», — считает Евгений Новоселок. Правда, по его словам, оценить в полной мере эффект повышения платежной дисциплины в связи с переходом на новую систему выставления счетов можно будет не ранее чем через год, «когда граждане психологически перестроятся и привыкнут к новым правилам».
Заметим, что внедрение новой системы расчета вызвало замешательство у плательщиков, особенно у пожилых людей. Казенные формулировки встревожили людей, не ждущих ничего хорошего от нововведений, связанных с оплатой коммунальных услуг.
Согласно действующему законодательству, «Петроэлектросбыт» имеет право применять к должникам из числа бытовых абонентов следующие меры: уведомлять о наличии задолженности по телефону или по почте, отключать электроэнергию, обращаться в судебные органы и совместно с судебными приставами взыскивать задолженности, включая ограничение права выезда за границу России. Как рассказывают в «Петроэлектросбыте», подавляющее большинство должников гасят задолженность на начальных этапах, уже после телефонного или письменного уведомления. «Количество судебных исков исчисляется тысячами. Количество должников, не выплативших задолженность после решения суда и действий судебных приставов, стремится к нулю», — делится Евгений Новоселок.
В работе с юридическими лицами «Петербургская сбытовая компания» имеет следующий арсенал воздействий на неплательщиков: направление писем и уведомлений, телефонные звонки, проведение переговоров, обращения в различные инстанции, арбитражный суд. «К сожалению, на сегодняшний день нет более эффективного способа работы с неплательщиками, чем ограничение подачи электроэнергии», — констатируют в сбытовой компании.
Мария Козлова, юрист коммерческой практики компании Rightmark Group, считает, что новый способ выставления счетов за потребленную электроэнергию может сократить число должников.
По оценке юриста, потребителю выгодно платить своевременно, если его показания расхода электроэнергии ниже средних показателей. «Если же абонент решит, что для него выгоднее средние показатели, то он и будет оплачивать расход электроэнергии в соответствии с выставляемыми ему счетами», — думает Мария Козлова.
Однако новые правила предусматривают возможность отключения потребителя от электроэнергии в случае его задолженности уже через три месяца неоплаты (ранее этот показатель составлял шесть месяцев). Поставщик вправе ограничить или приостановить предоставление этой услуги должнику после письменного предупреждения, замечает госпожа Козлова.
Долг чужим платежом красен
«Система пока только проходит обкатку, в ней есть ошибки, и пока анализировать ее успешность трудно», — считает Евгений Пургин, председатель совета СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере». Правда, господин Пургин сомневается, что новый порядок расчета повысит уровень дисциплинированности абонентов в смысле платежей.
Представитель одного из промышленных предприятий города считает, что за первоначально положительной инициативой в жизни вполне может последовать сумятица. «Я не верю, что это поможет бороться с неплательщиками. Те кто добросовестно платил и за свою семью, и за свое производство, будут по-прежнему платить. А те, кто всегда этого избегал, найдут новый способ уклоняться от уплаты и получить электроэнергию задарма», — думает собеседник BG.
Владимир Семенов, председатель Ассоциации ТСЖ Центрального района Петербурга, обвиняет поставщиков коммунальных услуг, и в частности электроэнергии, в непрозрачности тарифов и правил оплаты. «Проблема в том, что наши поставщики — это монополисты, поэтому они заключают договоры и выставляют счета так, как удобно им. Так у нас появляются разнообразные постановления, согласительные комиссии со своими многочисленными решениями. При этом запутанная ситуация не меняется с годами. Очень много предприятий и людей, которые воруют электроэнергию, однако, по сути, борьба с должниками для поставщика сводится к тому, что он еще больше требует с добросовестного плательщика», — считает господин Семенов.
Автор: Влада Гасникова
Источник: «Коммерсантъ С-Петербург», Приложение «Энергетика»